Как люди обучаются

В общем вот первая обещанная статья, которая будет посвящена одному из моментов того как люди обучаются. Сори за такую задержку.

И так - поехали. Для начала предлагаю взглянуть на ниже приведенный рисунок и попробовать по приведенным трем графикам догадаться, о чем же пойдет речь и к чему это все.

[img_assist|nid=506|title=|desc=|link=popup|align=center|width=600|height=574]

Если вы догадались, то можете дальше не читать – все что нужно вы уже поняли. Или можете прочесть – для того чтобы убедиться что поняли правильно. А для тех, кому эти графики пока ни о чем не говорят, либо просто любопытно, чем же это все закончиться – продолжаем.

Жил был один человек по имени Альберт Бандура, кто он такой можете почитать в интернете (например, тут или тут) – нам в данный момент это не совсем интересно. Интересней другое – ставя различные научные эксперименты над людьми и изучая взаимоотношение между ожиданиями людей и их поведением, он заметил очень интересную закономерность, которая отражена на графиках выше.

В результате своего исследований Бандура пришел к выводу, что нельзя определить поведение человека в будущем, основываясь только на его поведении в прошлом. Напротив, скорее, мерой их успеха в будущем могут служить их ожидания и планы по поводу этого будущего, а не опыты прошлого. Таким образом, ожиданиями людей определяется то значение и эффективность, которые приписываются совершенным действиям, а также и то, что человек будет делать в будущем в результате этого.

Например, Бандура открыл, что люди порой, достигнув большего или сделав что-то лучше, чем ожидали, находят способ низвести свои достижения или приписать их счастливому совпадению, стечению обстоятельств, случайности. С другой стороны, изначально устанавливая высокую планку, люди часто добиваются успеха быстрее и полнее, даже при отсутствии практики (объясняют проблемы и неудачи как временное отклонение от курса).

Также Бандура открыл, что с возрастанием ожиданий в решении практически любой задачи возрастает и успешность ее претворения в жизнь.

Почему все это так происходит – как не сложно догадаться, при любом обучении человеку необходимо как-то ориентироваться, где он находится и как далеко он зашел в своих успехах, т.е. для оценки того, «как дела», нужна точка отсчёта. И вот тут начинается самое интересное – оказывается этой точкой отсчета выступает наши ожидания.

Мы обращаем своё исключительное внимание на разницу между действительностью и нашими ожиданиями.

Человек – существо в принципе достаточно простое и склонное мыслить линейно, если иного не требуют обстоятельства. В задаче о том, за сколько минут мальчик съест сто порций мороженого, если одну он съедает за минуту, мало кто видит подвох – если, конечно, не начнут насильно кормить мороженым его самого. Поэтому и наши ожидания склонны формироваться линейно. В самом начале обучения чему бы то ни было (от умения прикуривать на ветру до способности строить президентскую карьеру) за счёт эффекта новизны наша компетентность растёт взрывообразно. Вот, только что мы не знали – теперь знаем, только что не умели – теперь умеем. Наши ожидания, разумеется, строятся на том, как было только что. Если только что был взрывообразный рост – мы ожидаем, что дальше всё будет только лучше и лучше, и так же быстро. Мы ждём, что сможем съесть сто, а может, и миллион порций мороженого за соответствующие сто или миллион минут.

Но мы не учитываем того, что рост нашей компетентности – да и почти чего угодно другого – имеет точку насыщения. Она обусловлена либо внешними факторами, которые от нас никак не зависят либо внутренними, которые опять же на данный момент являются константой и изменить мы их не можем.

Ожидания отрываются от действительного положения дел задолго до точки насыщения компетентности (Tн). В точке насыщения отрыв становится особенно пугающим.

Поэтому что мы видим по графикам, с одной стороны мы можем управлять углом наклона своих ожиданий (чем он больше, тем быстрее растет наша компетентность и мы быстрее достигаем точки насыщения). Что отображено на графиках 1 и 2 – на втором мы точки насыщения достигаем быстрее, чем на первом. С другой стороны, если очень сильно переборщить с углом наклона, то мы рискуем настолько увеличить разрыв между действительностью и нашими ожиданиями, что разочаруемся в своих успехах и забросим все дело, что неминуемо приведет к уменьшению компетентности (что и отображено на третьем графике).

Возможно, я и не открыл для вас тут больших истин - половина статьи является компиляцией информации с других источников в интернете, да и графики очень упрощены, но вспомните лучше ее, когда в очередной раз возьметесь осваивать какой-нибудь навык. Вообщем я вам рассказал – а выводы уже делайте сами.

Да, если у кого есть вопросы, комментарии, дополнения и т.д. – пишите буду рад пообщаться.

Последняя правка: сб, 28/02/2009 - 02:01
Submitted by Victor on

Комментарии

"С другой стороны, изначально устанавливая высокую планку, люди часто добиваются успеха быстрее и полнее, даже при отсутствии практики (объясняют проблемы и неудачи как временное отклонение от курса)."

Знаешь ли, согревает сердце, что я всё же достигну чего-нибудь, ставя перед собой большие цели. Да и теперь можно отмахиваться от тех, кто говорит приопустить планку ожиданий)

А теперь к вопросу!

Ожидания берутся в общем виде или каждое оценивается по-отдельности и их соответствие с действительностью даёт ответ "как идут дела"?

Submitted by Militari on

>> Знаешь ли, согревает сердце, что я всё же достигну чего-нибудь, ставя перед собой большие цели. Да и теперь можно отмахиваться от тех, кто говорит приопустить планку ожиданий)

"большие цели" и "свои ожидания по достижению этих целей" это все таки немного разные вещи - можно идти к большой цели и при этом совершенно не верить что ее можно достичь, либо иметь другие замуты по отношению к ней - кароче есть целая теория целеполагания. Можно иметь кучу маленьких целей, но быть абсолютно увереным в том что ты их достигнешь по мгновению ока.

Поэтому в моем понимании свои ожидания по достижению этих целей влияют только на то как быстро или медленно ты достигнешь цели, но еще не гарантируют ее достижения, т.е. это является обязательным но не достаточным условием - в конце концов про точку насыщения тоже не стоит забывать - если цель лежит выше этой точки - то придется делать что-то с точкой и уже одними ожиданиями тут не отделаешься ) - вообщем не все там так просто.



>> Ожидания берутся в общем виде или каждое оценивается по-отдельности и их соответствие с действительностью даёт ответ "как идут дела"?

Хороший вопрос. К сожалению я сам еще досконально тему не вкурил. Предполагаю что все таки по-отдельности, но возможно и вместе - действительность она того - вообще странная штука ).

Сей час планирую прочитать пару книжек по этой теме, если потом будет что добавить более детального - то отпишусь.

Submitted by Victor on

разбивайте большую цель на стадо маленьких целей- и есть чему радоваться и пупок не развязывается

Submitted by цин on
Quote:
цин писал(а):
разбивайте большую цель на стадо маленьких целей- и есть чему радоваться и пупок не развязывается
Не факт что достигнув какой-нить цели тебе захочется идти дальше. Это из разряда: Хорошо былобы, еслибы жизнь былабы бесконечной :)


Цель это хорошо, только не всегда результат зависит от цели, очень много внешних факторов(можно сказать большинство), какойбы ты нибыл целеустремленный, не факт, что ты чего-то добьешься. Эх, все мы продукт социума, и как не странно у него есть свои законы, если бы не он, лазили бы по деревьям и жували бананы...

Submitted by Relyer on
Quote:
Relyer писал(а):
Цель это хорошо, только не всегда результат зависит от цели

Порой достигнутая цель не так важна, как сам путь, пройденый к этой цели.

Submitted by MaxImuS on

Инетересно. А как книги называются и кто автор?

Submitted by kuler on
Quote:
kuler писал(а):
Инетересно. А как книги называются и кто автор?
Хочу для начало что-нибудь из бихевиористики. Например, "Нe рычите на собаку!" Прайор Карен, а дальше будет видно.

Если кто знает более интересную литературу в данной области - можете порекомендовать.

Submitted by Victor on

GameDev.by